Наша библиотека |
Главная | Наша библиотека |
Библиотечные уроки
Библиотечный урок для младших школьников «Структура книги». Цель – познакомить с элементами книги: страницами, корешком, обложкой, титульным листом, иллюстрациями, научить находить автора книги. Показать значение иллюстрации для выбора книги и для восприятия текста. Форма проведения: беседа. Оборудование: комплекты книг. Ребята! Вы уже научились хорошо читать книги. А знаете ли вы, что книга может многое рассказать о себе еще до того, как вы ее прочитаете. Для этого нужно внимательно ее рассмотреть. Давайте вместе поучимся этому мастерству. Из чего состоит книга? Кто скажет, с чего начинается книга? – С обложки. А кто знает, как называются листы книги? – Правильно, страницы. А что кроме слов, вы видите на обложке и внутри книги? (Ответы). Это иллюстрации. Давайте хором повторим: иллюстрации. Страницы в книге скреплены и не рассыпаются. Это корешок держит их. (Показать). Держит до тех пор, пока не сломается, без него страницы рассыплются. Обложка- лицо книги. Всмотритесь внимательно: обложка книги назовет автора, т.е. человека, который ее написал. Фамилия его указывается на обложке вверху. (Показать, где пишется автор на примере 2-3 книг). Кто из вас помнит фамилии писателей – авторов книг? (Ответ. Если ребята не помнят никого, то назвать известные им книги и их авторов).Вслед за фамилией автора на обложке всегда пишут название книги. Некоторые названия сразу говорят, о чем книга. Например : Снигерев Г. «Про пингвинов», но есть и такие книги, по названию которых нельзя узнать, о чем они: Павлова Н. «Секрет».А бывают и такие названия книг, которые вообще могут обмануть: Бианки В. «Лесные разведчики».Берет читатель эту книгу, думая, что она про партизан, про войну и ошибается… Как же уточнить, о чем книга и не ошибиться? В этом помогут рисунки на обложке и в книге. Представьте, что на полках стоят книги, а в них ни одной иллюстрации. (Подобрать книги и закрыть листом бумаги рисунок, оставив автора и заглавие). Павлова Н «Живая бусина», Блынский Д. «Сенокос в Разливе», читает человек эти названия- ничего они не говорят:-Может быть, «Сенокос в Разливе» про деревенскую жизнь, а «живая бусина» о чем? У кого был «Секрет»? На помощь писателю приходит художник. Посмотрим эти же обложки с рисунком. Оказывается, они заставили говорить все названия. И теперь каждый скажет, о чем книга .(Можно разрешить ребятам снять листы с книги и попросить сказать о чем книга). Рисунки на обложке книги могут рассказать много подробностей: -Где происходят события, о которых рассказывает книга? -Кто герой книги? Давайте определим, где происходят события книги Ю. Яковлева Умка». Рисунки книги сразу говорят, что события происходят на Севере, и главный герой ее - белый медведь. А что можно сказать о книге Б. Житкова «Про слона»? (Ответы). Не читая книги К.Чуковского «Приключения Бибигона» можно сказать, что он маленький человек, потому что художник на обложке нарисовал большие руки и на ладони крошечного человечка. Давайте откроем книгу и посмотрим, что там дальше? Оказывается рассказ, сказка не идет сразу, у книжки есть еще вторая дверь. ( Показать титульный лист). На этой двери тоже рисунки и надписи. Посмотрите, что они говорят. На книге Павловой «Зимние гости» на обложке нарисованы птицы. Значит, книга про птиц, они прилетают в гости к нам. А какие надписи на второй странице? (Ответы ребят) – Фамилия автора, название книги, под которым написано – «Сказки». Это значит, что писатель и художник рассказывают сказки про птиц. Эта вторая дверь в книгу называется ТИТУЛЬНЫМ листом или заглавным. Это имя книжки и ее адрес. Из текста на титульном листе мы узнаем: кто написал это произведение; каково его заглавие; кто нарисовал иллюстрации, картинки к этому произведению; в каком городе и в каком году появилась эта книга, какое издательство выпустило книжку в свет? Автор обычно хочет сказать несколько слов тому, кто взял в руки его книгу. И он делает это в ПРЕДИСЛОВИИ. Из предисловия можно узнать, о чем или о ком эта книга, когда и в какой стране происходят события и многое другое. Обычно предисловие бывает коротким, его можно прочитать прямо у полки. И ты сразу поймешь, нужно тебе читать эту книжку или нет . В конце книги обычно дается ее СОДЕРЖАНИЕ (оглавление) по главам или частям повествования. А если книжка состоит из произведений нескольких авторов, то и об этом можно узнать из содержания, сразу определив, на какой странице находится нужный нам текст. Обложка и титульный лист очень многое рассказывают о книге, только нужно их внимательно рассматривать. Если вы, ребята, этому научитесь, то будете выбирать для себя самые интересные книги. «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги». (К.Паустовский). Библиотечный урок для младших подростков: «Записи о прочитанном». Цель: познакомить с тем, как пишется отзыв на книгу. Форма проведения: беседа, практическое занятие. Оборудование: альбом отзывов. Ребята, а вы умеете рассказать о книге, не пересказывая ее содержания, главу за главой, выделить самое важное, умеете оценить ее? (Ответы). Это очень нужное дело. Например, вы прочитали интересную книгу и хотите порекомендовать ее товарищу. Или: в кругу друзей зашел разговор о книгах - чтобы принять в нем участие, надо уметь толково рассказать о ней. Настоящий читатель тот, кто умеет выразить свое мнение о книге, впечатление, оставшееся после чтения. А мы с вами хотим быть настоящими читателями. Хотим хорошо писать сочинения, успешно участвовать в диспутах, конференциях. Все это достижимо только при наличии умения правильно выразить свое отношение к прочитанному. Например, в отзыве на книгу. Ребята обычно не любят писать отзывы Легко сказать односложно: «Понравилось», «Не понравилось». А как правильно написать отзыв о книге? Отзыв – это наше мнение о прочитанном. Значит, основное в нем - оценка. Но чтобы было ясно, о какой книге идет речь, надо сообщить о ней некоторые сведения. Итак, отзыв складывается из сведений о книге и оценки ее. В отзыве, как правило, сведения даются самые необходимые, а оценка общая. Вот из чего, примерно, может складываться содержание отзыва: 1. Автор и название произведения. Жанр. 2. О чем говорится в книге. 3. Герои произведения. 4. Что особенно интересно, что особенно понравилось. 5. Как читается книга. Если в книге, кроме основного текста, есть предисловие крупного ученого или писателя, история создания книги, рисунки, обязательно напишите и об этом. Это примерный план, по которому можно писать отзыв. А общего рецепта нет. Главное - высказывайтесь ясно и искренне, иначе отзыв не будет иметь смысла. И еще два непременных условия, которые необходимо выполнить, прежде чем высказать свое мнение. Во-первых, надо внимательно прочитать книгу, во – вторых, сделать для себя вывод – что в ней ценного и полезного, чем она привлекла ваше внимание. Помните, ребята, ваш отзыв не должен быть простым пересказом книги. Он важен не только для вас, но и для библиотекаря, чтобы изучить ваши интересы в чтении, знать, какие книги в дальнейшем следует рекомендовать вам. А другим ребятам ваш отзыв поможет в выборе книг. Например, вот какой отзыв написала одна пятиклассница на книгу М. Твена «Принц и нищий»: «Моя любимая книга «принц и нищий» М. Твена. В первый раз я ее прочитала за два часа. Мне бы хотелось научиться разговаривать так вежливо, но с достоинством, как принц. И даже в трудных условиях никогда не забывать о чести». Часто в своих отзывах ребята сравнивают несколько произведений. Например, ученик 5-го класса, прочитав рассказ В.К. Железнякова «Хорошим людям - доброе утро», пишет: «Я вспомнил рассказ С. Баруздина «Верить и помнить». Эти произведения помогают лучше узнать характеры людей, брать пример с героев, стараясь быть похожими на них». В отзыве на научно-популярную книгу необходимо сообщить, что нового вы узнали, расширила ли книга ваши знания, использовали ли вы полученные сведения на практике. Например, о сборнике «Поедешь с нами?» две пятиклассницы пишут, что обогатились их знания по географии. Одна из них сообщает, что впервые узнала о смерчах, вулканах, извержении Везувия. Вот как важен отзыв. Если вы привыкнете задумываться над прочитанными книгами, извлекать знания из прочитанного, то чтение принесет вам огромную пользу. Вопросы для закрепления: 1. Что такое отзыв? 2. Из чего состоит отзыв? 3. Какие условия необходимы для написания отзыва? 4. Чем ценен отзыв Практическое занятие К этому занятию нужно попросить ребят написать отзыв на одну из книг, которые рекомендуются по внеклассному чтению. В конце занятия необходимо зачитать эти отзывы, вместе с ребятами выбрать лучшие, отметить положительные стороны. Библиотечный урок для старшеклассников «Библиографический калейдоскоп» Оформление: Использовать несколько плакатов с высказываниями о книге, библиотеке. Например: «Выбирать книги для своего и чужого чтения - не только наука, но и искусство…» (Н. Рубакин). «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем». (Н.Лесков). Сегодня мы проводим игру «Библиографический калейдоскоп». Тема нашей игры – «Справочный аппарат библиотеки». Игра проходит в три тура и участвуют в ней три команды. Оценивать ответы будет компетентное жюри. Тема первого тура – «Библиотека». Без книг жизнь невозможна. Значит, невозможна без библиотеки. Вся история развития человеческого разума связана с библиотеками. Это совсем не спокойная история! За них сражались, их жгли, теряли, находили, открывали в толще погребенных временем городов, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Сегодняшняя, современная библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка. Как и во все времена она служит людям. Каждая команда должна ответить на 6 вопросов. Вопросы 1 команде: 1. В какой стране впервые появилось слово «библиотека» (В Греции). 2. Над входом одной из древних библиотек была надпись «Аптека для души». Кому принадлежала эта библиотека. (Рамзесу 2-египетскому фараону). 3. Назовите старейшую библиотеку в нашем городе? 4. Как называется карточка установленного образца, используемая для индивидуального учета читателей и выданной литературы? (Формуляр читателя). 5. Для чего в библиотеке существует читальный зал? 6. Сколько экземпляров книг вы можете взять из библиотеки на дом? Вопросы 2 команде: 1. Что значит слово «библиотека» в переводе с греческого? («Библио»- книга, «тека» -хранилище). 2. Кто и когда основал первую библиотеку на Руси? (Ярослав Мудрый в 1037.). 3. Назовите фамилию русского графа, чья личная коллекция книг стала основой для создания самой крупной библиотеки в нашей стране? (Н.Румянцев). 4. Имя какого писателя носит библиотека в нашем городе? 5. Какой документ нужен для записи в библиотеку? (Паспорт). 6. Что такое МБА? (Межбиблиотечный абонемент) Вопросы 3 команде: 1. Термин библиотека на Руси не употреблялся. Как же называли библиотеку? (Книгохранилище, книжная плеть, книжная палата, книжная казна). 2. Назовите имя грозного царя Ассирии. Владельца крупнейшей библиотеки Древнего мира? (Ашурбанипал). 3. Как называется библиотека, фонд которой состоит из книг по различным отраслям знаний? (Универсальная). 4. На какой срок выдается литература в нашей библиотеке? 5. Что такое «абонемент»? (Отдел в библиотеке, где книги можно получить на дом). 6. Как называется человек, который пользуется услугами библиотеки? (Читатель). Во втором туре мы вспомним все о справочном аппарате библиотеки. Библиотека только тогда может работать полноценно, когда в ней есть СБА. Справочный аппарат позволяет установить, есть ли требуемое издание в фонде библиотеки, подобрать литературы по теме, разыскать источник цитаты, найти цифра, факты Каждой команде предлагается несколько вопросов и практических заданий. Вопросы 1 команде: 1. Что называется «компасом» в книжном мире? (Каталог) 2. Почему каталог назвали систематическим? Что можно определить по нему? 3. Что такое авторский знак? 4. Относится ли «справочный книжный фонд» к справочному аппарату библиотеки? Вопросы 2 команде: 1. Для чего в библиотеке существует алфавитный каталог? 2. Что такое индекс? 3. Какие сведения заносятся на каталожную карточку? 4. В библиотеках часто заводятся различные картотеки (тематические, краеведческие и др.) Относятся ли они к СБА? Вопросы 3 команде: 1. Что такое библиотечный каталог? 2. Что такое шифр книги? 3. Что такое каталожный разделитель? Чем он отличается от каталожных карточек? 4. Для чего в библиотеке организуются различные выставки? Относятся ли они к СА библиотеки? (Поскольку ответы на вопросы должны быть подробными, развернутыми здесь они не приводятся). Практические задания: 1. Определить по алфавитному каталогу, есть ли в библиотеке данная книга. 2. Подобрать по систематическому каталогу книги по темам ( темы любые). 3. Сделать библиографическое описание книги, статьи из газеты, журнала. В третьем туре мы проведем блиц-турнир. Вопросы 1 команде: 1. Как называется толстая книга большого формата? (Фолиант). 2. Гравюра на дереве (Ксилография). 3. Поверхность торца книжного блока сверху, снизу и спереди. (Обрез). 4. Порядковый номер страницы (Колонцифра). 5. Способ письма путем выдавливания на глине комбинаций клиновидных черточек, применявшийся в древности (Клинопись). 6. Первая страница книги, на которой приводятся данные об авторе, название книги, выходные данные (титул). 7. Закладка в виде ленточки (Ляссе). 8. Периодическое текстовое листовое издание, содержащее официальные материалы, оперативную информацию, статьи по актуальным вопросам, а также литературные произведения, иллюстрации (Газета). 9. Условное обозначение места книги на полке книгохранилища (Шифр книги). 10. Размер книги (формат). Вопросы 2 команде: 1. Точное воспроизведение документа, рукописи.(Факсимиле). 2. Гравюра на металле. (Офорт). 3. Нумерация страниц. (Погинация). 4. Хлопчатобумажная или шелковая тесьма шириной около 1 см. с утолщенным цветным краем. Приклеивается на концы корешка книги для украшения и укрепления книжного блока. (Каптал). 5. Старинная рукописная книга. (Манускрипт). 6. Перечисление всех произведений, вошедших в книгу, с указанием страниц, где они помещены. (Содержание). 7. Предприятие, осуществляющее подготовку и выпуск книг, газет, журналов и других видов печатной продукции. (Издательство). 8. Внутреннее, видимое на просвет изображение на бумаге, наносимое в процессе ее производства. (Водяной знак). 9. Условное обозначение, присвоенное каждой рубрике в ББК. (Индекс). 10. Пояснение словесной информации наглядными примерами. Чертежами, изображениями. (Иллюстр |